ХИМИЯ И ЗДОРОВЬЕ

ХИМИЮ  ЛЮБИТЬ - ЗДОРОВЫМ  БЫТЬ

«Здоровьесозидающий потенциал урока химии»


Государственная политика в образовании одним из основных приоритетов выделяет высокое качество образования. Говорить о его повышении можно только тогда, когда образование позволяет сберечь и улучшить здоровье, а не растратить его из-за чрезмерных учебных нагрузок, неудовлетворительных условий обучения, некомфортного психологического климата, в целом, неблагоприятной образовательной среды.
С 2006 года школа 201 Фрунзенского района являлась образовательным учреждением-лабораторией по теме «Модель системной работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся».
В результате исследовательской деятельности школы в режиме ОУ-лаборатории был разработан и экспериментально апробирован алгоритм построения здоровьесозидающей образовательной среды. Это – совокупность компонентов, в которых реализуется обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, повышения культуры их здоровья и формировании на ее основе здорового образа жизни.
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесозидающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесозидающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования. Поэтому важнейшим направлением деятельности педагога становится рациональная организация учебного процесса и использование здоровьесозидающего потенциала школьного урока.
В своей деятельности для анализа и построения урока мы используем схему, разработанную совместно с научным руководителем школы, к.п.н., Колесниковой М.Г.
Основными компонентами педагогической деятельности в построении здоровьесозидающего урока являются:
·       личностная ориентированность
·       обеспечение психологической и физической безопасности
·       гигиеническая обоснованность
·       профилактическая направленность
·       направленность на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни
Современный компетентностный подход определяет усиление личностной ориентированности: формирование внутренней учебной мотивации, устойчивой позитивной самооценки, освоение способов деятельности и умения принимать ответственные решения. Действия учителя по этому компоненту
·     использование исследовательских и проектных методов в обучении
·    создание условий для свободного выбора учащимся содержания и способа деятельности
·       активизация познавательного и социального интереса учащихся
               На уроках химии учащимся предлагаю, в качестве проектной деятельности, создание фрагмента урока. Тогда ученик становится не просто слушателем, а активным помощником педагога. Создание и предъявление проекта на уроке повышает самооценку, активизирует познавательный и социальный интерес учащегося.
               Важным направлением здоровьесозидающей деятельности педагога является работа по формированию здорового образа жизни учащихся в рамках предметной области. Химия – это один из предметов, при изучении которого можно обычный материал урока дополнить здровьесозидающим  содержанием. Это могут быть задачи, связанные с процессами, протекающими в организме человека, задания с экологической и валеологической направленностью. Наиболее наглядно можно продемонстрировать значение химических элементов и их соединений в жизни человека, указать на возможность сохранения и укрепления здоровья, используя знания по химии.
               Недостаточная психологическая безопасность учащихся приводит к эмоциональному стрессу. Стрессовая педагогическая тактика («традиционная» система опроса и оценивания, авторитарный характер взаимоотношений и т.п.) находится на первом месте среди школьных факторов риска. По этому компоненту можно использовать игровые методики, ролевые игры, нестандартные формы проверки и закрепления знаний, постоянно включая и на этом этапе здоровьесозидающее содержание.
 Гигиеническая обоснованность – это выверенное использование средств обучения на уроках, проведение школьного эксперимента с выполнением всех норм безопасности для здоровья школьников.
Профилактическая направленность – это работа по сохранению здоровья учащихся, использование приемов и методов психологической разгрузки, увеличению двигательной активности учащихся на уроке.
Физкультминутки, подвижные, активные перерывы на уроке являются одним из эффективных средств для достижения высокой плотности, динамичности и эмоциональности урока. Такие активные игры можно провести, используя материал урока, что даст возможность закрепить изученное и получить «обратную связь» без дополнительного опроса. Кроме активных методов разгрузки можно использовать и релаксационные паузы.
При достаточно большой плотности урока сложно удержать внимание учащихся при обобщении и повторении пройденного. А слайд-шоу по пройденному материалу, в сочетании со спокойной, релаксационной музыкой стабилизирует эмоциональное состояние учащихся, позволяет снизить психологическую перегрузку в ходе урока. Одна, две минуты такого «отдыха» является профилактикой стрессовых состояний.
В ходе анкетирования родителей учащихся нашей школы было выявлено, что степень удовлетворенности работой по формированию здорового образа жизни достаточно велика. В нашей школе мы претворяем в жизнь идею: «здоровый ребенок – успешный ребенок», что приводит к повышению качества образования учащихся. 




Игра «Мы все родом из семьи» 

для 10-11 классов


в рамках декады предметов естественнонаучного цикла
«Семья – колыбель здоровья».
Цель: создание условий для повышения познавательного интереса к предметам естественнонаучного цикла через осознание своей роли в семье и роли семьи в своей жизни.
Задачи:
·        пропаганда здорового образа жизни в семье;
·        создание условий для ценностного отношения к своему здоровью, что является необходимым условием для успешного самоопределения личности;
·        формирование осознанной необходимости создания здоровой и крепкой семьи в будущем;
·        воспитание организованности, чувства коллективизма;
·        реализация межпредметных связей.
Форма проведения:
командное соревнование – игра «Что? Где? Когда?»
В составе жюри – учителя-предметники
Оборудование:
  • столы для команд;
  • компьютер, мультимедийный проектор, экран;
  • презентация;
  • «волчок» для выбора номера вопроса
  • листы для записи ответов каждой команде
  • Сводная таблица и ответы для жюри.
Ход игры:
             1.     Вступительное слово учителя – ведущего игру.
        Что такое семья? Это мы и наши родители, сестра и братья, дедушки и бабушки. А еще двоюродные сестры и братья, сестры и братья родителей, прабабушки и прадедушки…
       Семья – это наш тыл. Мы спокойны и уверенны в себе, когда в тылу мир.
Мы в ответе за своё здоровье, за здоровье своего партнёра и за здоровье своих детей. Сегодня наша игра будет проходить под девизом «Родителями не рождаются – родителями становятся». Вопросы игры посвящены необходимости вести здоровый образ жизни в каждой семье, потому что семья – одна из самых главных ценностей каждого человека. Создание своей здоровой, крепкой, дружной семьи зависит от каждого из вас.


                                       2. Вопросы командам.

Темы вопросов
1.     Мифы, легенды и законы о семье
2.     Химия для здоровья семьи
3.     Питание – залог здоровья семьи
4.     Алкоголь и никотин – семья без счастья



После 10 вопросов командам предлагается веселая мини-пауза.

Игра “Будьте здоровы!”
Живало в старину поверье: того, кто чихнет во время праздничного веселья, считали счастливым человеком. Вот и я предлагаю вам всем вместе чихнуть…
(Первая команда кричит слово “Ящик”, вторая – “Спички”, третья – “Хрящик”.) По моему сигналу все три группы кричат эти слова, и получается дружное: “Апчхи!”. Будьте здоровы! Или как говорят в народе: “Будь здоров на сто годов!”.

Ведущий. Я вижу, что здесь собрались счастливые и весёлые ребята. А ещё в народе говорят, что если чихнёшь натощак:

  • в понедельник – к гостям;
  • во вторник – к вестям;
  • в среду – к вкусному угощению;
  • в четверг – к желанному поздравлению;
  • в пятницу – к свиданию с любимым;
  • в субботу – к другу новому;
  • в воскресенье – к разудалому веселью.
 
3.  Заключительное слово ведущего учителя.

4.   Подведение итогов игры.

5.   Награждение




 



ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ-РЕБУС





Комментариев нет:

Отправить комментарий