ХИМИЮ ЛЮБИТЬ - ЗДОРОВЫМ БЫТЬ
«Здоровьесозидающий потенциал урока химии»
Государственная политика в
образовании одним из основных приоритетов выделяет высокое качество образования.
Говорить о его повышении можно только тогда, когда образование позволяет
сберечь и улучшить здоровье, а не растратить его из-за чрезмерных учебных
нагрузок, неудовлетворительных условий обучения, некомфортного психологического
климата, в целом, неблагоприятной образовательной среды.
С 2006 года школа 201 Фрунзенского
района являлась образовательным учреждением-лабораторией по теме «Модель системной работы школы по сохранению
и укреплению здоровья учащихся».
В результате исследовательской
деятельности школы в режиме ОУ-лаборатории был разработан и экспериментально
апробирован алгоритм построения здоровьесозидающей
образовательной среды. Это – совокупность компонентов, в которых
реализуется обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья участников
образовательного процесса, повышения культуры их здоровья и формировании на ее
основе здорового образа жизни.
Урок остается основной
организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно
зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесозидающего потенциала
школьного урока и построение урока на здоровьесозидающей основе является
важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного
образования. Поэтому важнейшим направлением деятельности педагога становится
рациональная организация учебного процесса и использование здоровьесозидающего
потенциала школьного урока.
В своей
деятельности для анализа и построения урока мы используем схему, разработанную
совместно с научным руководителем школы, к.п.н., Колесниковой М.Г.
Основными компонентами педагогической
деятельности в построении здоровьесозидающего урока являются:
· личностная ориентированность
· обеспечение психологической и физической безопасности
· гигиеническая обоснованность
· профилактическая направленность
· направленность на формирование ценности здоровья и
здорового образа жизни
Современный
компетентностный подход определяет усиление личностной ориентированности:
формирование внутренней учебной мотивации, устойчивой позитивной самооценки,
освоение способов деятельности и умения принимать ответственные решения.
Действия учителя по этому компоненту
·
использование исследовательских и проектных методов в
обучении
· создание условий для свободного выбора учащимся
содержания и способа деятельности
·
активизация познавательного и социального интереса
учащихся
На
уроках химии учащимся предлагаю, в качестве проектной деятельности, создание
фрагмента урока. Тогда ученик становится не просто слушателем, а активным
помощником педагога. Создание и предъявление проекта на уроке повышает
самооценку, активизирует познавательный и социальный интерес учащегося.
Важным
направлением здоровьесозидающей деятельности педагога является работа по формированию
здорового образа жизни учащихся в рамках предметной области. Химия – это
один из предметов, при изучении которого можно обычный материал урока дополнить
здровьесозидающим содержанием. Это могут
быть задачи, связанные с процессами, протекающими в организме человека, задания
с экологической и валеологической направленностью. Наиболее наглядно можно
продемонстрировать значение химических элементов и их соединений в жизни
человека, указать на возможность сохранения и укрепления здоровья, используя
знания по химии.
Недостаточная
психологическая безопасность учащихся приводит к эмоциональному стрессу.
Стрессовая педагогическая тактика («традиционная» система опроса и оценивания,
авторитарный характер взаимоотношений и т.п.) находится на первом месте среди
школьных факторов риска. По этому компоненту можно использовать игровые
методики, ролевые игры, нестандартные формы проверки и закрепления знаний,
постоянно включая и на этом этапе здоровьесозидающее содержание.
Гигиеническая
обоснованность – это
выверенное использование средств обучения на уроках, проведение школьного
эксперимента с выполнением всех норм безопасности для здоровья школьников.
Профилактическая
направленность – это работа
по сохранению здоровья учащихся, использование приемов и методов психологической
разгрузки, увеличению двигательной активности учащихся на уроке.
Физкультминутки,
подвижные, активные перерывы на уроке являются одним из эффективных средств для
достижения высокой плотности, динамичности и эмоциональности урока. Такие активные
игры можно провести, используя материал урока, что даст возможность закрепить
изученное и получить «обратную связь» без дополнительного опроса. Кроме
активных методов разгрузки можно использовать и релаксационные паузы.
При
достаточно большой плотности урока сложно удержать внимание учащихся при
обобщении и повторении пройденного. А слайд-шоу по пройденному материалу, в
сочетании со спокойной, релаксационной музыкой стабилизирует эмоциональное
состояние учащихся, позволяет снизить психологическую перегрузку в ходе урока. Одна,
две минуты такого «отдыха» является профилактикой стрессовых состояний.
В ходе анкетирования родителей
учащихся нашей школы было выявлено, что степень удовлетворенности работой по
формированию здорового образа жизни достаточно велика. В нашей школе мы
претворяем в жизнь идею: «здоровый ребенок – успешный ребенок», что приводит к
повышению качества образования учащихся.
командное соревнование – игра «Что? Где? Когда?»
Игра «Мы все родом из семьи»
для 10-11 классов
в рамках декады предметов естественнонаучного цикла
«Семья – колыбель здоровья».
«Семья – колыбель здоровья».
Цель:
создание условий для
повышения познавательного интереса к предметам естественнонаучного цикла через
осознание своей роли в семье и роли семьи в своей жизни.
Задачи:
·
пропаганда
здорового образа жизни в семье;
·
создание
условий для ценностного отношения к своему здоровью, что является необходимым
условием для успешного самоопределения личности;
·
формирование
осознанной необходимости создания здоровой и крепкой семьи в будущем;
·
воспитание
организованности, чувства коллективизма;
·
реализация
межпредметных связей.
Форма проведения: командное соревнование – игра «Что? Где? Когда?»
В составе жюри – учителя-предметники
Оборудование:
- столы для команд;
- компьютер, мультимедийный проектор, экран;
- презентация;
- «волчок» для выбора номера вопроса
- листы для записи ответов каждой команде
- Сводная таблица и ответы для жюри.
Ход игры:
1.
Вступительное
слово учителя – ведущего игру.
Что такое семья? Это мы и наши
родители, сестра и братья, дедушки и бабушки. А еще двоюродные сестры и братья,
сестры и братья родителей, прабабушки и прадедушки…
Семья – это наш тыл. Мы спокойны и уверенны в себе, когда в тылу мир.
Мы в ответе за своё здоровье, за здоровье своего партнёра и за здоровье своих детей. Сегодня наша игра будет проходить под девизом «Родителями не рождаются – родителями становятся». Вопросы игры посвящены необходимости вести здоровый образ жизни в каждой семье, потому что семья – одна из самых главных ценностей каждого человека. Создание своей здоровой, крепкой, дружной семьи зависит от каждого из вас.
Семья – это наш тыл. Мы спокойны и уверенны в себе, когда в тылу мир.
Мы в ответе за своё здоровье, за здоровье своего партнёра и за здоровье своих детей. Сегодня наша игра будет проходить под девизом «Родителями не рождаются – родителями становятся». Вопросы игры посвящены необходимости вести здоровый образ жизни в каждой семье, потому что семья – одна из самых главных ценностей каждого человека. Создание своей здоровой, крепкой, дружной семьи зависит от каждого из вас.
2. Вопросы
командам.
Темы вопросов
1. Мифы, легенды и законы о
семье
2. Химия для здоровья семьи
3. Питание – залог здоровья
семьи
4. Алкоголь и никотин – семья
без счастья
После
10 вопросов командам предлагается веселая мини-пауза.
Игра
“Будьте здоровы!”
Живало в старину поверье: того, кто чихнет во время праздничного веселья, считали счастливым человеком. Вот и я предлагаю вам всем вместе чихнуть…
(Первая команда кричит слово “Ящик”, вторая – “Спички”, третья – “Хрящик”.) По моему сигналу все три группы кричат эти слова, и получается дружное: “Апчхи!”. Будьте здоровы! Или как говорят в народе: “Будь здоров на сто годов!”.
Живало в старину поверье: того, кто чихнет во время праздничного веселья, считали счастливым человеком. Вот и я предлагаю вам всем вместе чихнуть…
(Первая команда кричит слово “Ящик”, вторая – “Спички”, третья – “Хрящик”.) По моему сигналу все три группы кричат эти слова, и получается дружное: “Апчхи!”. Будьте здоровы! Или как говорят в народе: “Будь здоров на сто годов!”.
Ведущий. Я
вижу, что здесь собрались счастливые и весёлые ребята. А ещё в народе говорят,
что если чихнёшь натощак:
- в понедельник – к гостям;
- во вторник – к вестям;
- в среду – к вкусному угощению;
- в четверг – к желанному поздравлению;
- в пятницу – к свиданию с любимым;
- в субботу – к другу новому;
- в воскресенье – к разудалому веселью.
3. Заключительное слово ведущего учителя.
4. Подведение итогов игры.
5. Награждение
Комментариев нет:
Отправить комментарий