ТЕМА: ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
фрагменты видео-уроков
https://www.youtube.com/watch?v=tSeNHSaKpm8 - ковалентная неполярная связь
https://www.youtube.com/watch?v=sYiTSsalUjk – ковалентная полярная связь
https://www.youtube.com/watch?v=cmOafAVGaZw – ионная связь
Схема для определения типа связи в молекуле
Обозначения - (для ответов в заданиях)
К.Н. - ковалентная неполярная
К.П. - ковалентная полярная
И.С. - ионная связь
Термины
"Строение атома" и "Химическая вязь"
1
Атом
2
Молекула
3
Планетарная
модель атома
4
Электронная
оболочка
5
Ядро
6
Электрон
7
Протон
8
Нейтрон
9
Изотопы
10
Химический
элемент
11
Энергетический
уровень
12
Орбиталь(электронное облако)
13
Периодический
закон химических элементов
14
Периодическая
система химических элементов
15
Химическая
связь
16
Электроотрицательность
17
Ковалентная связь
18
Неполярная ковалентная связь
19
Полярная ковалентная связь
20
Ион
21
Ионная связь
ТЕМЫ и разделы для подготовки
к ИТОГОВОЙ работе за курс 8 класса.
ЗАЧЕТ "Классы неорганических соединений"
Письменная часть
ЗАЧЕТ. "Классы неорганических соединений"
Устная часть
Домашняя работа к 27 февраля
1. О химическом элементе,
а не о простом веществе кислород идет
речь в выражении:
4. Напишите уравнения
химических реакций, соответствующих следующим превращениям:
ССЫЛКИ
степень окисления (по строению атома)
определение степени окисления
определение степени окисления по формуле
Окислительно-восстановительные реакции
Электронный баланс
Строение атома - основа химии
к ИТОГОВОЙ работе за курс 8 класса.
1. Химический элемент и вещество
2. Простые и сложные вещества
3. Составление формул по степени окисления
4. Классификация оксидов
5. Химические свойства и получение оксидов
6. Химические свойства оснований
7. Реакция нейтрализации
8. Классификация кислот
9. Химические свойства кислот
10. Составление формул солей
11. Решение цепочек превращений (подбор реагентов)
12. Изменение свойств элементов и соединений в периоде
13. Состав атома
14. Строение атома
15. Металлические свойства и размеры атомов
16. Изменение электроотрицательности по Периодической системе
17. Задача: Массовая доля элемента в веществе
ССЫЛКИ
Ответы к примерному
варианту Итоговой работы:
А1-3,5 А2-3
А3-1 А4-1 А5-3 А6-4 А7-1
А8-3 А9-4
В1-214 В2-1,3
В3-ЕДБ;
2 балла -
задания А1, В1, В2, В3;
1 балл -
остальные задания.
Всего -16
баллов.
ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ!!!
Итоговая контрольная работа по химии за курс 8 класса
Часть 1.
А1. Выберите два высказывания, в которых говорится о кислороде как о химическом элементе:
1) Кислород в промышленности получают перегонкой воздуха
2) Кислород плохо растворяется в воде
3) Относительная атомная масса кислорода равна 16
4) Поскольку кислород немного тяжелее воздуха, его собирают, держа пробирку вниз дном
5) Массовая доля кислорода в пероксиде водорода составляет 94%.
А2.
Распределение электронов по электронным слоям
2; 6 соответствует атому
1)
неона
2)
углерода
3)
кислорода
4)
серы
А3.
Какой вид химической связи характерен для хлорида бария?
1)
ионная
2)
ковалентная
неполярная
3)
ковалентная
полярная
4)
металлическая
А4.
В соединениях Fe2(SO4)3
и FeCl2 степени окисления железа соответственно равны
1)
+3 и +2
2)
+2 и +2
3)
+3 и +3
4)
+6 и +3
А5.
Только основные оксиды представлены в ряду
1) СO , Na2O
2)
CaO , Al2O3
3)
BaO , Na2O
4)
P2O5 , CaO
А6. Сумма коэффициентов в уравнении реакции между
оксидом натрия и серной кислотой равна
1)
7 2)
5 3) 6 4) 4
А7. Взаимодействие оксида натрия с водой относится к реакциям
1)
соединения
2)
замещения
3)
разложения
4)
обмена
А8. C раствором хлорида натрия
реагирует:
1)
серная
кислота
2)
оксид магния
3)
нитрат
серебра
4)
гидроксид
цинка
А9.
Массовая доля кислорода в гидроксиде алюминия равна
1)
22,6%
2)
32,8%
3)
48,2%
4)
61,5%
Часть 2.
B 1. Установите
соответствие между исходными веществами и продуктами реакции
ИСХОДНЫЕ ПРОДУКТЫ
ВЕЩЕСТВА РЕАКЦИИ
А) Ca(OH)2 + SO3 1) CuSO4 + H2O
Б) Cu(OH)2
+ H2SO4 2) CaSO4 + H2O
В) H2S
+ Ba(OH)2 3) CaSO3
+ H2O
4) Ba(HS)2 + H2O
5) CuSO4 + H2
А
|
Б
|
В
|
В 2. Выберите схемы превращений, в
которых фосфор является окислителем.
1)
Р+5 → Р0
2)
Р+3 → Р+5
3)
Р0 → Р-3
4)
Р-3 → Р0
5)
Р+3 → Р+5
Ответ:________________________________________
В 3. Установите соответствие между
схемами уравнений реакций по цепочке превращений и веществом-реагентом, необходимым для
проведения этой реакции.
1 2 3
Li → Li2O →
LiOH → Li2SO4
А) K2SO4
Б) H2SO4
В) H2
Г) NaOH
Д) H2O
Е) O2
1
|
2
|
3
|
Названия кислот и кислотных остатков
Формула |
Название
кислоты
|
Структурная формула
|
Кислотн. остаток
|
Вал
с.о.
|
Название кислотного остатка
|
HCl
|
Соляная,
хлороводородная
|
H—Cl
|
—Cl
|
I
–1
|
Хлорид
|
HF
|
Плавиковая
Фтороводородная
|
H—F
|
—F
|
I
–1
|
Фторид
|
HBr
|
Бромоводородная
|
H—Br
|
—Br
|
I
–1
|
Бромид
|
HI
|
Йодоводородная
|
H—I
|
—I
|
I
–1
|
Иодид
|
H2S
|
Сероводородная
|
H—S—H
|
═S
|
II
–2
|
Сульфид
|
HNO2
|
Азотистая
|
H—O--N═O
|
—NO2
|
I
–1
|
Нитрит
|
HNO3
|
Азотная
|
—NO3
|
I
–1
|
Нитрат
|
|
H2SO3
|
Сернистая
|
H—O
H—O
|
═SO3
|
II
–2
|
Сульфит
|
H2SO4
|
Серная
|
H—O
H—O
|
═SO4
|
II
–2
|
Сульфат
|
H2CO3
|
Угольная
|
H—O
H—O
|
═CO3
|
II
–2
|
Карбонат
|
H2SiO3
|
Кремниевая
|
H—O
H—O
|
═SiO3
|
II
–2
|
Силикат
|
HPO3
|
Метафосфорная
|
H—O--Р═O
O
|
—PO3
|
I
–1
|
Метафосфат
|
H3PO4
|
Ортофосфорная
|
H—O
H—O—
H—O
|
≡PO4
|
III
–3
|
Фосфат
(ортофосфат)
|
ЗАЧЕТ "Классы неорганических соединений"
Письменная часть
1. Основными оксидами являются.
1)
SO3 2) NaOH 3) Li2O 4) HCl
5) CaO
2. Номера
формул кислот
1) H2SO4; 2) NaOH; 3) Na2O;
4) Mg(OH)2; 5) HCl
3. Номера
формул солей
1)
NaOH; 2) HCl; 3)
NaCl; 4) Na2SO4; 5) Na2O.
4. Какое из перечисленных
утверждений не характерно для щелочей?
1) основания, растворимые в воде;
2) изменяют окраску индикатора
– фенолфталеина;
3) взаимодействуют с кислотами
с образованием солей;
4) взаимодействуют с кислотными
оксидами;
5) взаимодействуют с
основными оксидами.
5. Номера формул оснований
1)
NaOH; 2) Na2SO4; 3) Li2O; 4)
Ba(OH)2; 5) H2SO4.
6. Номера формул кислотных
оксидов
1)
K2O; 2) HCl; 3) P2O5; 4) SO3; 5) BaO.
7. Составить уравнения возможных
реакций между оксидами:
1) Li2O и H2O; 2) SO3 и H2O; 3) ZnO и H2O; 4) Li2O и MgO.
8. Закончить уравнения реакций,
дать названия полученным веществам:
1)
Na + Cl2 =
2)
CaCl2 + AgNO3 =
3)
Ca(OH)2
+ Na2СO3 =
4)
Zn + HBr =
9. С соляной кислотой
взаимодействуют… Составить уравнения
реакций:
1)
P2O5;
2) HCl; 3) NaOH; 4) CaO; 5) SO3.
10. Осуществить превращения,
составив уравнения реакций и указать класс веществ:
S → SO2 → H2SO3 → BaSO3
↓
↓
Na2SO3
ЗАЧЕТ. "Классы неорганических соединений"
Устная часть
В каждом пункте 1-2 вопроса. Возможны дополнительные вопросы.
1. Определения классов соединений - оксиды, основания, соли, кислоты
2. Классификация оксидов, оснований, кислот
3. Названия и формулы кислот.
4. Названия солей по кислотному остатку
5. Составление формул оксидов, солей, оснований - с объяснением
6. Химические свойства классов соединений
Домашняя работа к 27 февраля
по теме «Классы неорганических соединений»
- KOH, HNO3, Na2SO4, Cu(OH)2, Fe3O3, H2CO3, CuCl2, Ba(OH)2, N2O3, Ca3(PO4)2
Соотнесите формулы веществ к
классам соединений, назовите все вещества классифицируйте:
Оксиды |
Кислоты
|
Основания
|
Соли
|
2.
Составьте химические формулы соединений:
Оксид калия
Соляная
кислота
Сульфат
железа(III)
Гидроксид
кальция
3.
Закончите уравнения реакций и расставьте
коэффициенты:
ZnCl2 + KOH =
CuS + HCl =
Н2SO4+ Mg =
BaCl2 + Na2CO3 =
- Допишите уравнения реакций получения солей, используя схемы:
А) ? + HСl = AlСl3 + ? Б) FeO+ ? = FeSO4 +
? Назовите соли.
Контрольная работа
«Кислород. Водород. Вода»
А) кислород мало растворяется в воде
Б) кислород входит в минералов и горных пород
В) кислородом мы дышим
Г) в кислороде горят многие вещества
2. В результате, какой реакции (выбрать одну из предложенных схем) можно получить кислород? Закончить
уравнение, расставить коэффициенты, составить электронный баланс.
to
А) H2CO3 → H2O
+ CO2
to
Б) HBr → H2
+ Br2
В) P2O3 + O2 → P2O5
to
Г) NaNO3
→ NaNO2 + O2
3. Закончить уравнения реакций:
Li + Н2О →
FeO + H2 →
H2O →
H2
→ CaH2
Термины
Окислительно-восстановительные реакции
1
Атом
2
Молекула
3
Химический
элемент
4
Электрон
5
Протон
6 Электроотрицательность
7 Степень окисления
8 Окислитель
9 Восстановитель
10 Окисление
11 Восстановление
12 Электронный баланс
13 Окислительно-восстановительные
реакции
Контрольная работа
«Окислительно-восстановительные реакции»
примерный вариант
1.
Составить
молекулярную формулу по степени окисления, состоящую из бария и азота, азота и хлора?
2.
Определить
степень окисления каждого химического элемента, выбрать схемы
окислительно-восстановительных реакций, для них составить электронный баланс и
расставить коэффициенты:
С + O2
→ СO2
KOH + SO3 → K2SO4 + H2O
Mg + Fe2O3 → MgO + Fe
3.
Что такое
«окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление»?
4.
Закончить
уравнение, составить электронный баланс:
С + Сl2 →
5.
Из предложенных
ниже окислительно-восстановительных реакций выбрать межмолекулярные:
1) 2HgO = 2Hg
+ O2
2) 3Br2 + 6NaOH = KBrO3 + 5KBr + 3H2O
3) 2CO + O2 = 2CO2
ССЫЛКИ
степень окисления (по строению атома)
определение степени окисления
определение степени окисления по формуле
Окислительно-восстановительные реакции
Электронный баланс
Строение атома - основа химии
Кристаллические решетки
Характеристики
|
Тип решетки
| |||
Молекулярная
неполярная
|
Молекулярная полярная
|
Ионная
|
Атомная
| |
Вид частиц в узлах
|
Неполярные
молекулы
|
Полярные
молекулы
|
Ионы:
катионы, анионы
|
Атомы
|
Характер связи между частицами
|
Силы
Межмолекулярного
взаимодействия
|
Силы
Межмолекулярного
взаимодействия + статические
|
Силы
физические
|
Силы
Атомные
(связь ковалентная)
|
Прочность решетки
|
Очень слабая
|
Слабая
|
Прочная
|
Очень прочная
|
Отличительные свойства веществ
|
Легкоплавкие,
летучие, имеют
малую твердость
при обычных
условиях часто
– газы
Tо кип очень низкие
|
Хрупкие, легкоплавкие, при обычных условиях часто
– жидкости или газы
Tо кип низкие
|
Тугоплавкие,
нелетучие,
растворимы в воде (многие)
- при н. у. твердые
Tо кип высокие
|
Очень твердые, тугоплавкие, нелетучие, нерастворимы в воде
- при н.у. твердые
Tо кип очень высокие
|
Примеры веществ
|
Водород, азот, хлор
|
Вода, аммиак,
хлороводород,
кислоты
|
Хлорид натрия, основания, соли
|
Кремний, алмаз
|
Темы для промежуточной аттестации
в декабре
Часть 1.
1. Строение атома
2. Химическая связь
3. Степени окисления
4. Свойства кислорода.
5. Коэффициенты в уравнениях
Часть 2.
1. Закономерности изменения
свойств элементов по Периодической системе
2. Окислительно-восстановительные
процессы
Часть 3.
Составление окислительно-восстановительной реакции
методом электронного баланса
Промежуточная аттестация – 8 класс
Часть 1.
А1. Схема распределения электронов по энергетическим
уровням 2; 8; 6 соответствует атому
1) серы
2) фосфора
3) кальция
4) кислорода
А2. Какой вид химической связи характерен для соединения
SO2 ?
1) ковалентная полярная
2) ковалентная неполярная
3) ионная
4) металлическая
А3. В каком соединении азот имеет степень окисления
равную
+4?
1) N2O
2) NO2
3) N2O3
4) NO
А5. В уравнении реакции кальция с кислородом
коэффициент
перед формулой кислорода равен
1) 4
2) 3
3) 2
4) 1
Часть 2.
B 1. В ряду химических элементов Be → Mg → Ca
1) металлические свойства увеличиваются
2) радиус
атома увеличивается
3) способность отдавать электроны уменьшается
4) растет число электронов на внешнем уровне
5) число энергетических уровней не изменяется
В 2. Выберите
схемы превращений, в которых углерод
является восстановителем.
1) С+4 → С-4
2) С-4 → С0
3) С0 → С+2
4) С-2 → С-4
5) С+2 → С-2
Часть 3.
С1. Расставить коэффициенты
с помощью электронного
баланса, указать окислитель и восстановитель
Mg + HCl → MgCl2 + H2